Жук-рогач, пес и ежик – сто лет вместе! Российская анимация подвела итоги своего столетнего развития. Пощадкой для осмысления “векового пути” стал Фестиваль анимационного кино, который 4 марта завершился в Суздале.

Кадр из м/ф “Война усачей с рогачами”. © Фото: tp720volt.narod.ru

 

Рождение русской мультипликации принято связывать с появлением в 1912 году кукольного фильма из жизни жуков – “Война усачей с рогачами”. Недавно выяснилось, что первая анимация в России вышла еще в 1906 году, причем автором ее был балетмейстер петербургского Мариинского театра.

Век минул, по всеобщему признанию – славный век, на протяжении которого несколько десятков мультфильмов вошли в классику мировой анимации. К началу второй сотни лет обнаружились и большие потери: с распадом Советского Союза растаяла мощная господдержка мультипликации, пришла в упадок главная студия страны “Союзмультфильм»”, режиссеры-аниматоры всё чаще стали работать в полном одиночестве на свой страх и риск.

На российские экраны хлынул поток зарубежных анимационных картин. У многих создается ощущение, что русская анимация окончательно потеряла своего зрителя.

Член жюри фестиваля в Суздале режиссер-аниматор Игорь Ковалев замечает: “Мне всегда задают вопрос, а почему русская анимация не развивается? Это неправда: развивается, только очень медленно”.

“Намного больше продукции делается за границей, в той же Америке. Телевизионные сериалы, полнометражные фильмы – там целая индустрия. Это отдельная история, почему у нас не делают сериалы, почему не снимают “полный метр”. Это связано и с деньгами, и с культурной политикой и так далее. Вот наши дети и смотрят зарубежную анимацию больше, чем свою”.


Скачать

Когда появляются такие трогательные, забавные, увлекательные российские мультсериалы, как, например,  ”Смешарики”, то они мгновенно становятся популярнейшими у детской аудитории.

Художественный руководитель программы “Смешарики” Анатолий Прохоров уверен:

“Надо перестать говорить о возрождении “легендарной советской анимации”, надо говорить об анимационной индустрии. Анимационное искусство у нас есть, а индустрии никогда не было и ее надо создавать”.

С этой точкой зрения создатели “легендарной советской анимации” не согласны. Выдающийся мастер Юрий Норштейн, чей “Ежик в тумане” получил международное признание как “лучший фильм всех времен и народов”, скептически относится к постановке искусства “на поток”. Об американской анимационной индустрии он говорит так:

“Американские фильмы очень профессиональны и с точки зрения технологии сделаны практически безупречно. Мне представляется, что когда внимание уделяется технологии, то теряется нечто более важное”.


Скачать

Художественные позиции создателей российской анимации разные, но в вопросах финансирования они едины: мультипликации в России нужны значительные ресурсы.

По самым скромным подсчетам современный эконом-бюджет полнометражного мультфильма в 3D достигает 5-6 миллионов долларов.

“В России это абсолютно нереально”, – уверяет один из самых коммерчески успешных российских режиссеров Тимур Бекмамбетов, снимающий кино в Голливуде:

 ”Просто запустить процесс производства трехмерного мультипликационного фильма в России – это серьезная задача, которая “сожрет” все ресурсы, какие только есть. Если один фильм запустится, то для остальных фильмов уже не будет специалистов”.


Скачать

Надежды связаны с тем, что в нынешнем году на мультипликационное кино в России выделен беспрецедентно высокий специальный бюджет – полтора миллиарда рублей.

Режиссеры надеются, что он будет разделен поровну между так называемой зрительской и авторской анимацией. Ведь, как показал фестиваль в Суздале, своя преданная публика есть и у того, и у другого направления.

Фестиваль в Суздале, кроме всего прочего, сформировал “Золотую сотню” мультфильмов, украшающую век российской анимации. Возглавил ее фильм мэтра советской мультипликации Эдуарда Назарова “Жил-был пес”, который вот уже 30 лет вызывает у публики смех до колик.

Источник: Голос России

Метки: ,

Оставьте свой отзыв!