Станиславский и “Театр Солнца”

Международная театральная премия имени Станиславского объявила своих новых лауреатов

Награду в самой почетной номинации - “За вклад в мировой театр” - получит выдающийся французский режиссер, создатель знаменитого парижского “Театра Солнца” (”Le Théâtre du Soleil”) Ариана Мнушкина.

Учрежденная в 1994 году в Москве, ежегодная Премия Станиславского носит имя великого русского режиссера-реформатора и, как правило, поощряет “верных представителей психологического театра”. Однако в случае с 72-летней Арианой Мнушкиной эта традиция нарушена, считает председатель жюри премии Алексей Бартошевич. “У Арианы Мнушкиной есть только одна нить, связующая ее с русской театральной традицией: ее отец был выходцем из России, ставшим впоследствии крупнейшим американским кинопродюсером. Что же касается корней ее творчества, то это западная, преимущественно французская традиция“, - утверждает Алексей Бартошевич в интервью ”Голосу России”.

Я видел несколько спектаклей Мнушкиной, - говорит Алексей Бартошевич. Она – явление. Она создала целую эпоху в европейском театре, и кроме того она замечательно интересная личность. Мнушкина - режиссер крупной формы, зрелищного театра, любит ставить в больших пространствах. С конца 60-х годов она резко выдвинулась в первые ряды мировой режиссуры  благодаря спектаклю “1789 год”, сделавшему ее знаменитой. Это был спектакль о Французской революции, в котором исторические события интерпретировались в стиле народно-площадного представления.

Далее она выпускала одну за другой замечательные постановки. У нее был спектакль о современных политических проблемах в форме комедии дель арте - “Золотой век”. Потом она обратилась к Востоку и до сих пор интересуется всякого рода внеевропейскими традициями. Например, поставила “Двенадцатую ночь” Шекспира в формах старинного индийского театра, хроники Шекспира - в формах японского театра Но, а действие мольеровского “Тартюфа” перенесла в современную мусульманскую среду.

И вот совсем недавно Мнушкина выпустила спектакль “Мимолетности”, в котором условность формы соединяется с тончайшим, совершенно в духе Московского художественного театра психологизмом. Но не из-за этого спектакля Мнушкина получила нашу премию. Премия Станиславского не обязательно предполагает какие-то формы традиционного театра. Станиславский и сам не был режиссером только психологического театра - он был очень многообразный художник. Мнушкина получила премию как один из самых крупных режиссеров современного мирового театра”.


Скачать

В Москве Ариана Мнушкина была в 1998 году, когда представляла свой спектакль “И вдруг ночи стали бессонными” на Международном театральном фестивале имени Чехова. Это был как всегда масштабный, политический, “внеевропейский” по теме спектакль: история конфликта тибетского театра с китайским руководством, не слишком, кстати, понятая московской публикой. “Мнушкина всегда была политически ангажированной, - замечает Алексей Бартошевич. - Она – левая, но не “страшно левая”, а в том благородном европейском смысле слова, в котором многие западные интеллигенты причисляют себя к антибуржуазному крылу”. О своей антибуржуазности Ариана Мнушкина, кстати, говорила сама, будучи на гастролях в Москве:

“О каком обществе мы мечтаем как об идеальном? Можно прибегать к понятиям философским, политическим, нравственным, но ты либо говоришь, что доволен миром в том виде, в котором он навязывается тебе, либо думаешь, что все же остается некая идея того, как можно улучшить мир, сделать его более расположенным к человеку. Мне кажется, что человек, который хорошо чувствует себя в обществе потребления, вряд ли почувствует себя уютно в “Театре дю Солей”, где главное - это требовательность,  где очень невысокие зарплаты и очень высокие требования к работающим. Едва ли ему было бы комфортно среди нас”.


Скачать

Московская критика окрестила Ариану Мнушкину, нового лауреата  Международной премии Станиславского, “режиссером-воином”. 15 ноября в Москве состоится вручение этой премии.

Источник: Голос России

Метки:

Оставьте свой отзыв!