Когда мозг танцует, а тело думает

Воссоздать все балеты, показанные русской антрепризой Сергея Дягилева на европейских сценах в начале ХХ  века, и представить их в разных странах мира намерен известный российский хореограф и продюсер Андрис Лиепа

Его масштабный проект – это приношение отцу, солисту московского Большого театра Марису Лиепе. 27 июля исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося танцовщика.

“Я хочу танцевать сто лет”, - утверждал  Марис Лиепа, даже автобиографическую книгу назвал так. Но ему было отпущено всего 52 года жизни. И все же он “переиграл” судьбу: его дети - Илзе и Андрис – продолжили балетную династию, став яркими фигурами современного танцевального искусства. Андрис Лиепа убежден, что балет – главное предназначение всей их семьи.

“Когда меня совсем еще в юном возрасте спросили, кем я хочу стать, - рассказывает Андрис Лиепа, - я ответил: “Папой в Большом театре”. Если честно, я этого высказывания не помню, но об этом мне рассказывали родители. Моей дочери сейчас 13  лет, она занимается балетом в школе, которую открыла Илзе. Правда, ей больше нравятся современные танцы. У Илзе тоже родилась дочка, так что у нас открываются новые горизонты.

Кстати, когда отца уже не было, а на свет появилась моя дочка, одна из газет написала: “У Мариса Лиепы родилась внучка”. Это символично, и, я думаю, от балета мы никуда не уйдем, эта наша «destiny», планида. У отца не получилось, как он хотел, танцевать сто лет, но на всю семью мы эти сто лет наберем”.


Скачать

О Марисе Лиепе британский критик однажды сказал: “Его мозг танцует, а тело думает”. Гигантская сила перевоплощения, когда тело танцовщика становится плотью его героя, поднимало искусство артиста на недосягаемую высоту. Недаром он до сих пор остается единственным танцовщиком - лауреатом премии Станиславского, великого русского идеолога психологического театра.

Этой премии Марис Лиепа был удостоен за лучшую свою роль - полководца Красса в балете “Спартак”, поставленном Юрием Григоровичем на сцене Большого театра. ”Я смотрел этот спектакль раз сто, - вспоминает его сын Андрис. - Мы сидели всегда в первом ряду, и я помню, как вжимался в кресло, когда на меня надвигались легионы под предводительством Красса. Эмоционально это было настолько сильно, что я даже не замечал, что в самом центре стоит мой отец”.

“Если кто-то видел его Красса, забыть его не сможет никогда! – уверен Андрис Лиепа. -  Кто бы сейчас ни исполнял эту роль, как бы артист замечательно ни прыгал, что бы ни делал во вращениях, образ остается за ним. Это удивительно – Спартаки есть! Можно сказать, что после первого исполнителя Спартака, Владимира Васильева, появились достойные продолжатели - Ирек Мухамедов, Михаил Лавровский, Карлос Акоста, Иван Васильев. Красса нет ни одного! Но я готов сегодня передать молодому танцовщику то, что я знаю от отца”.


Скачать

Знания, преданность балету, танцевальный дар, позволивший блистать на мировых сценах, - это еще не все, что унаследовал Андрис Лиепа от отца. Ему передался  интерес к балетам ”Русских сезонов”, которые в начале ХХ века проводил в Европе и в Америке знаменитый импресарио Сергей Дягилев. Эти спектакли произвели настоящую революцию в танцевальном мире. Еще в середине 1960-х Марис Лиепа восстановил и исполнил  один из этих балетов - “Видение розы”, который был создан Михаилом Фокиным для великого танцовщика Вацлава Нижинского.

Ну а в конце ХХ века Андрис продолжил дело отца, реконструировав уже 11 дягилевских спектаклей, включая “Жар-птицу”, “Шехеразаду”, “Синего бога”. В ближайшее время к ним добавится еще “Весна священная” в постановке Вацлава Нижинского и с декорациями и костюмами Рериха. Этим балетом некогда открывался парижский Театр Елисейских полей (Le ThéÂtre des Champs Elysées), - замечает Андрис Лиепа и продолжает:

“Повторить “Русские сезоны” невозможно, поверьте мне! Но флёр того времени - это ощущение мы можем передать. Мне как идеологу проекта “Русские сезоны. XXI век”, - добавляет Андрис Лиепа, - очень важно как-то осовременивать эти спектакли, не пытаясь оставить их в тех рамках, в которых они существовали. Потому что очень многое утеряно. Но то, что можно было сохранить, мы сохранили”.


Скачать

Три дягилевских балета  - “Шопениана”, “Половецкие пляски” и “Видение розы” - выбраны для гала-концерта памяти Мариса Лиепы, который состоится 30 ноября в московском Кремлевском дворце. Кроме того, вечер памяти легендарного артиста пройдет на сцене Большого театра, где он станцевал свои лучшие роли.

Источник: Голос России

Метки:

Оставьте свой отзыв!