В Москве начинается праздник кино

Тридцать третий по счету Московский международный кинофестиваль открывается сегодня в кинотеатре “Пушкинский” и соберет звезд не только российского, но и мирового кинематографа

И хотя сценарий церемонии держится в строжайшем секрете, некоторые ее детали уже известны. На ковровой дорожке, которая в этот раз будет зеленого цвета, непременно появятся создатели фильма “Трансформеры 3: Темная сторона луны”, который будет показан на открытии. Это режиссер картины Майкл Бэй, американский артист Джон Малкович, один из самых востребованных молодых актеров Голливуда Шайа ЛаБеф и другие.

По словам программного директора фестиваля Кирилла Разлогова, ММКФ не так часто открывается мировыми премьерами американских блокбастеров, что, “безусловно, поднимет престиж Московского кинофестиваля”.

За Золотых и Серебряных Георгиев будут бороться 17 картин, среди которых российских - только две: “Шапито-шоу”, четыре хитро сплетенных новеллы про крымский отдых с участием Петра Мамонова, снятые авторами “Пыли”, Сергеем Лобаном и Мариной Потаповой, и “Сердца бумеранг” Николая Хомерики, чьи предыдущие фильмы участвовали в каннском “Особом взгляде”. “Сердца бумеранг” - черно-белая история про 23-летнего помощника машиниста метро, который из-за болезни сердца может умереть в любой момент. Среди прочих конкурсантов есть несколько испаноязычных и итальянских лент (перекрестные года обязывают), а также, в качестве дани фестивальной моде, - два фильма из Азии: гонконгский детектив с расчлененкой “Месть. История любви” (Fuk sau che chi sei) Вонга Чинга По и “Открытка” (Ichimai no hagaki) 99-летнего японского классика Канэто Синдо, уроженца Хиросимы и трехкратного лауреата ММКФ (в 1961 году победил его “Голый остров”, в 1971 году - “Сегодня жить, умереть завтра”, в 1999-м - “Жажда жизни”). Теперь Синдо представляет прошлогоднюю ленту о крестьянине, погибающем во время Второй мировой, и тяжкой судьбе его вдовы.

Однако основной массив участников - из Восточной Европы, причем сюжеты фильмов подчеркнуто рифмуются. Например, “Кеды” (Kecove) двух болгарских дебютантов, Ивана Владимирова и Валерия Йорданова, - как и “Шапито”, новеллы про молодых людей, которые отправляются на море, но только здесь историй не четыре, а шесть. Венгерское “Возвращение” (Visszateres) Юдит Элек - про семилетнюю еврейскую девочку, чудом избежавшую Освенцима, выросшую в Швеции и в психотерапевтических целях совершающую визит на родину, - перекликается, с одной стороны, с “Волнами” (Las Olas) испанского дебютанта Альберто Мораиса, где главный герой в поисках душевного покоя возвращается в приграничный городок, откуда в детстве бежал во время гражданской войны, и с “Иоанной” (Joanna) начинавшего в семидесятые польского драматурга и режиссера Феликса Фалька, где восьмилетняя Роза, увернувшись от гестаповцев в варшавском гетто, попадает к женщине средних лет, ждущей мужа с фронта и не очень-то готовой идти на риск.

Немец Кристоф Штарк экранизировал историю кровосмесительной любви великого австрийского поэта Георга Тракля и его родной сестры Маргариты, названную романтически: “Душе не место на Земле” (Es ist die Seele ein Fremdes auf Erden). У Жана-Марка-Барра, который играл у фон Триера в “Рассекая волны”, “Танцующей в темноте” и “Догвилле”, а затем вместе с Паскалем Арнольдом снял “Любовников” (1999) и “Слишком много плоти” (2000), тоже вышла история о запретной страсти - “Перевод с американского” (American Translation), про девушку и убийцу, как обычно у этого тандема - с большим количеством обнаженной натуры.

Вацлав Гавел, который был драматургом, диссидентом, президентом Чехословакии (1989-1992) и Чехии (1993-2003), впервые попробовал себя в кинорежиссуре: он представит в конкурсе ММКФ свой “Уход” (Odchazeni) - слегка абсурдистскую пародию на Чехова, в центре которой - фигура канцлера, вынужденного подать в отставку после долгих лет на посту и вывозящего имущество с правительственной виллы.

Судить картины предстоит жюри под председательством дочери Чарли Чаплина, актрисы Джеральдины Чаплин. Вместе с ней оценивать фильмы будут израильский режиссер и художник Амос Гитаи, кинематографист из Мексики Артуро Рипштейн, чьи картины дважды участвовали в конкурсе ММКФ, а также российский режиссер Николай Досталь.

В основной конкурс 33-го ММКФ вошло 17 полнометражных художественных картин из Польши, Италии, Грузии, Венгрии, Мексики, Китая, Японии и других стран. Россию представляют две ленты -  “Шапито-шоу” Сергея Лобана и “Сердца бумеранг” Николая Хомерики.

Наряду с уже традиционным конкурсом экспериментального кино под названием “Перспективы”, в этом году в борьбу за главный приз ММКФ “Святой Георгий” впервые вступят и авторы неигрового кино. Председателем жюри здесь избран английский режиссер, создатель фильмов “И целого мира мало” и “Хроник Нарнии” Майкл Аптед.

Кроме того, устроители ММКФ организуют ретроспективу “1675 километров итальянского кино”, в которую войдут как популярные во всем мире, так и неизвестные зрителям итальянские фильмы. Их демонстрация приурочена к Году Италии в России и России в Италии. Особое внимание будет также уделено кинематографу Испании, поскольку сейчас в России проходит год этой страны. “Картины испанских режиссеров есть и в основном конкурсе, и в конкурсе “Перспективы”, - рассказал программный директор ММКФ.

Продолжится и программа “Выбор Миллениума”, где ведущие российские режиссеры и актеры расскажут о своих любимых фильмах и о лентах, повлиявших на их решение работать в кино. К примеру, Рената Литвинова выбрала картину “Бульвар Сансет”, Федор Бондарчук - “Империю страсти”, а Филипп Янковский “Конформиста” Бертолуччи.

Лучшее русское кино войдет в “Российскую программу”. 24 июня в московском Доме кино ее откроет обладатель спецприза Каннского фестиваля - фильм “Елена” Андрея Звягинцева. Всего зрители смогут увидеть 24 фильма, среди которых “Два дня” Авдодьи Смирновой, “Возвращение в “А” Егора Кончаловского, “Сибирь Монамур” Славы Росса, “Громозека” Владимира Котта, “Без мужчин” Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили. А в Белом и Малом залах по традиции будет представлена панорама новых документальных и анимационных фильмов

Основной интерес ММКФ в последние годы представляют не конкурсные фильмы, а всевозможные параллельные программы, разбросанные по городу. В кинотеатре “Пионер” покажут все произведения венгерского классика Белы Тарра, а в “Октябре” - ретроспективу Вернера Херцога из 12 фильмов, отобранных им самим. Помимо классических “Фицкарральдо” и “Агирре, гнев божий”, режиссер привезет участвовавшую в Берлинале “Пещеру забытых снов”, где новомодная технология 3D использована для рассказа о доисторических наскальных росписях. Всего в посвященной Херцогу программе “Искатель приключений” 12 фильмов, включая классические “Фицкарральдо” и “Агирре, гнев божий”.

Покажут в Москве и кое-что из каннской программы: помимо “Меланхолии” Ларса фон Триера, которая и без того выходит в прокат 7 июля, будет “Артист” (The Artist), Мишеля Хазанавичуса - история звезды немого кино, актера, который не может приспособиться к звуковым фильмам. Жану Дюжардану, который его сыграл, в итоге досталась “Пальмовая ветвь” за лучшую мужскую роль. “Однажды в Анатолии” (Once Upon a Time in Anatolia) турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, трехчасовой экзистенциальный триллер, где полиция и преступник ищут закопанный неизвестно где труп, получил в Канне гран-при. Фильм “У нас есть папа” (Habemus Papam), где Мишель Пикколи изображает нерешительного кардинала, избранного в понтифики, а режиссер Нанни Моретти - его психоаналитика, призов не удостоился, однако критиками тоже был отмечен.

Обещают также обширную итальянскую программу, посвященную перекрестному году, с гала-премьерой “Валланцаски” (Vallanzasca - Gli angeli del male) Микеле Плачидо, отдельную секцию “Сделано в Испании” и еще множество разнообразных программ, в которых попадаются и эксперименты вроде гонконгского “Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз” (3-D Sex and Zen: Extreme Ecstasy). Впрочем, на этот фильм в России тоже приобретены прокатные права.

В этом году деловая программа фестиваля состоит сразу из трех частей, причем все три раза внимание будет сосредоточено на налаживании взаимодействия между отечественной киноиндустрии и западными финансами - как бокс-офисом, так и инвестициями. В пятницу, 24 июня, состоится Международный форум финансирования киноиндустрии, в котором участвуют важные международные продюсеры, в воскресенье, 26 июня, - конференция “Перезагрузка системы международного продвижения русского кино” под председательством Константина Эрнста, а в понедельник, 27 июня, - Moscow Business Square, кинорынок, организованный совместно фестивалем и федеральным Фондом поддержки кино. Там планируется устроить Форум копродукций, включающий в себя 18 проектов из России, стран бывшего СССР и Европы, круглый стол, посвященный российско-итальянским совместным киновозможностям, и мастер-класс создателей фильма “Птицы” Жака Перрена и Жака Клюзо

По материалам российских СМИ.

Источник: Голос России

Метки: , ,

Оставьте свой отзыв!