Обменный год России и Италии: первое слово живописи

Программу обменного Года культуры и языка России и Италии официально открывает в конце января в Риме выставка работ выдающегося советского художника Александра Дейнеки

Знаменитая московская Третьяковская галерея готовит масштабную экспозицию к отправке в столицу Италии. Параллельно в крупнейшем городе Сицилии - Палермо будет развернута историко-художественная выставка, подготовленная Российской академией художеств.

Кстати, экспозиция Российской академии художеств обращена к самому истоку взаимоотношений русской и итальянской школ живописи. Ведь в качестве одной из высших наград для своих лучших учеников Российская академия художеств, созданная в середине XVIII века, учредила стипендию на проживание и обучение в Италии.

На протяжении многих лет молодых русских живописцев, отмеченных золотой медалью Академии, направляли на “родину живописи”, справедливо полагая, что такой мастер-класс жизненно необходим для художника. Так, великие русские мастера – Сильвестр Щедрин, Александр Иванов, Карл Брюллов и многие другие именно в Италии совершенствовали свое мастерство.

Некоторые приобретали такой авторитет в этой стране, что становились почетными членами итальянских академий живописи, как, например, Александр Иванов, Орест Кипренский… Ну а Россия с благодарностью вспоминает имена итальянских художников и архитекторов XVIII-XIX веков, для которых она стала второй родиной: Росси, Растрелли, Кваренги…

Между прочим, и в советские времена, когда искусство попало под жесткий идеологический пресс, тяга русских мастеров живописи к Италии не ослабевала. И при первой же возможности они отправлялись в эту солнечную страну. Так, на выставке Александра Дейнеки посетители увидят картину “Улица в Риме”, которую художник написал, будучи в 1935 году в творческой командировке в “вечном городе”.

Наверное, это была одна из последних зарубежных поездок, разрешенных советскими властями своим творцам. Потом началась Вторая мировая война, после нее – холодная война: “железный занавес” захлопнулся. Второй раз в Италию Александр Дейнека – уже признанный мастер советской живописи – попал незадолго до смерти, в 1965 году.

Но до конца дней художник называл именно первое свое путешествие в Италию феерическим. Итальянским зрителям предстоит знакомство с творчеством художника, которого директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева характеризует так:

Он один из немногих советских художников, кто выдерживает большой масштабный проект и своим творчеством отвечает на все перемены и реалии художественной жизни, которые происходили в XX веке. Таких мастеров очень мало! Он - советский модернист, на самом деле, его творчество показывает, что были некие общие художественные тенденции времени, и он сумел это выразить - ярко, по-своему. И это будет интересно“.

Искусство Дейнеки отражает ритм эпохи и ее многомерность. Его часто называют художником движения, ведь любимыми его персонажами были рабочие и спортсмены. Его “мускулистое” искусство обладает мужским характером, даже когда художник пишет обнаженную женскую натуру. Дейнека и сам занимался гимнастикой, волейболом. Мог стать, как считали тренеры, прекрасным профессиональным боксером.

Александр Дейнека в советские времена был чрезвычайно востребованным художником. Ему поручали грандиозные и ответственные проекты – например, создание панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Брюсселе, оформление главного высотного здания Московского университета и Кремлевского Дворца, построенного в 60-е годы для проведения съездов компартии.

Он создавал эскизы мозаичных панно для московских станций метро “Маяковская” и “Новокузнецкая”, которыми, как зачарованные, любуются до сих пор иностранные туристы. Дейнека был, конечно, официальным художником советской эпохи, но не был конъюнктурщиком. Потому что, как утверждает хранитель Третьяковской галереи Наталья Чернышева, “главным для него в искусстве оставался человек, взаимоотношения человека с миром, гармония человека с миром”.

Источник: Голос России

Метки: ,

Оставьте свой отзыв!