Россия в ожидании новго положительного литературного героя (”Красноярский рабочий”, Красноярск)

Мой сегодняшний собеседник - Наталья Ковтун, доктор филологических наук, автор книги “Деревенская проза в зеркале утопии”, ставшая лауреатом Всероссийского конкурса “Лучшие книги года”

Над этой книгой, посвящённой осмыслению значения “деревенской прозы” в истории мировой культуры, Наталья Вадимовна работала много лет и не думала ни о каком конкурсе. Она является заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. На конкурс книга была представлена издательством Сибирского отделения РАН (Новосибирск, 2009 г.) и стала лауреатом в номинации “Лучшая книга по гуманитарным наукам”.

- К писателям-”деревенщикам” обычно относят таких очень разных авторов, как Белов и Распутин, Шукшин и Астафьев, Абрамов и Личутин… Ваша книга - подведение итогов “деревенской прозы”?

- Отчасти да. Ведь “деревенская проза”, как заметил Валентин Распутин, сказала всё, что хотела сказать. А мне захотелось показать, как выглядит эта проза с точки зрения литературоведения конца ХХ - начала ХХI века. Если в 60-70-е годы прошлого века “деревенская проза” была определяющей, она выражала национальные ориентиры, решала проблемы национальной идентичности, то позднее, когда о себе стал заявлять постмодернизм, внимание критики и читателей было во многом перенесено на эту, новую литературу. Мне, как исследователю, было интересно проследить изменения в творчестве писателей-традиционалистов. Кроме того, эта книга предлагает новую точку зрения на “деревенскую прозу” - как на прозу, которая включена в древнейшую утопическую традицию.

- Нет ли в слове “утопия” иронического оттенка?

- Я писала об этом абсолютно всерьёз, для меня утопия - инструмент анализа. Утопии относятся к древнейшим идеям, входящим в состав человеческой культуры. Одна из глав моей книги посвящена тому, какую альтернативу советской утопии предлагала “деревенская проза”. Когда стало ясно, что соцреализм исчерпал себя, традиционалисты (”деревенщики”) предложили новый проект: вместо “светлого будущего” - возвышение патриархального прошлого. Вся русская литература пронизана утопическим духом - это и максимализм требований, и двойственность модели мира (либо добро, либо зло), и стремление жить исключительно по высоким нравственным и духовным параметрам. А вот в литературе постмодернизма (Пелевин, Сорокин) мы видим отсутствие нравственных и вообще каких-либо ориентиров. Моя книга показывает изменения в модели мира, сложившейся в русской классической литературе, которую деревенщики унаследовали, и отмечает, в какой степени эти ценности унаследованы современной литературой.

- На мой взгляд, наиболее утопичной из всех книг “деревенщиков” является книга “Лад” Василия Белова, превозносящая уклад старой деревенской жизни…

- “Лад” - это классическая утопия! Об этом слегка иронически писал Фёдор Абрамов, отмечавший, что вся проблема Руси в том, что она никогда не могла дойти до своего “лада”. Но тот же Абрамов говорил, что, когда ему становится совсем уж плохо, он берёт “Лад” - и погружается в такое утопическое пространство, где желаемое выдаётся за действительное. Одним из самых трезвых авторов-”деревенщиков” был Виктор Астафьев, который в своих произведениях подчеркнул эту грань между желаемым и действительным, между проектом и жизнью, которые почти никогда не совпадают. Сложна точка зрения Валентина Распутина - в своих поздних произведениях он пытается найти героя, который выведет Россию к Беловодью. А Беловодье - это же старинная красивая утопическая легенда о поиске лучших, идеальных, сокровенных земель. Для Распутина идея Беловодья - одна из главных. К подобным сюжетам обращалась вся русская классика, и “деревенская проза” завершает эту высокую традицию.

- Продолжаются ли традиции “деревенской прозы” сегодня, в современной русской литературе?

- Полагаю, что да. Ведь это национальная традиция. Несколько лет назад вышла повесть Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”, показавшая последний предел, к которому подошла Россия и отталкиваясь от которого нужно определяться в будущих путях. Прежде всего, нужно найти нового героя, который будет не только вызывать соболезнование и жалость к маленькому человеку, но и будет достаточно активен, чтобы указать новые пути следования. И Распутин предлагает такого героя - это героиня его повести, которая сама наказывает обидчика. Эту традицию по-своему продолжают и другие современные писатели - Татьяна Толстая, Людмила Петрушевская, Владимир Маканин. Ближе к “деревенщикам” Алексей Варламов, Борис Екимов.

- А недавний роман Романа Сенчина “Елтышевы” - вот уж где мрачный взгляд на современную, умирающую деревню… И никаких утопий, никаких иллюзий!

- Но всегда после очередного умирания рождается новый проект. Чем хуже сейчас, тем больше потенциала для рождения утопических проектов, каждый из которых может сыграть в истину. В современной литературе нередко ведётся игра утопическими мифами прошлого, например, у Сорокина или Пелевина. Но поздняя проза Распутина вовсе не безнадёжна. В цикле рассказов о Сене Позднякове у него появляются совершенно новые герои. В рассказе “Поминный день” за столом сидит Любка Молодцова и кормит грудью нового Илью Муромца. Звучит фраза: “Все говорят, что Русь погибает. Куда же она погибает? Вон Молодцова подопрёт!” У Распутина в “Моём манифесте” сказано, что “Русь - это богородичная страна”. Да, есть страшная реальность, но есть возмездие, есть выход к основам бытия. Есть разочарование в социальном построении общества, но есть надежда на человеческую душу. Вообще Распутин - великий автор, его не с кем сравнить по степени сохранения национальной идентичности.

- Есть ли активные герои в современной литературе?

- Поиски такого героя - главный признак новой русской прозы! Можно назвать Захара Прилепина, Алексея Варламова, есть такие поиски у Маканина, у Петрушевской. Несколько лет назад замечательную повесть “Мурзилка” опубликовал Василий Голованов. Это одна из лучших его вещей, переведённая уже на несколько языков. Герой этой повести гибнет в борьбе с браконьерами, но у читателя остаётся надежда на победу добра над злом.

Источник: Голос России

Метки: , , ,

Оставьте свой отзыв!