Современное искусство нашло понимание у православных христиан

Сообщество православных христиан и сообщество современных художников. Еще недавно они сходились чуть ли не врукопашную, скандалили, судились. А в Москве в храме Святой мученицы Татианы при Московском университете 31 мая открылась выставка современного искусства «ДвоесловиеДиалог» (31 мая-14 июня).

Разумеется, экспозицию разместили не в самом храме, а в его притворе, говоря светским языком, - актовом зале. Но остроты события это не уменьшает. Настоятель церкви, священник Максим Козлов в интервью «Голосу России» рассказал, как непросто было ему решиться на этот шаг, когда художники обратились к нему со своей идеей. 

“Здесь не могли быть представлены работы провокативные или эпатирующие по отношению к религиозным символам. И не могло быть работ художников, слишком отягощенных антиэтическим, в христианском понимании, мировоззрением или с ярко выраженной антицерковной позицией. Это почти первый опыт”, - говорит отец Максим.

“Правда, в Сибири, в городе Лесогорске, есть музей современного искусства, основанный священником. Так что я не хочу претендовать на то, что мы первые, но в Москве это, пожалуй, первый опыт подобного диалога. И само название выставки - “ДвоесловиеДиалог” - отражает   попытку не упираться друг в друга лбами, не утверждать, что только я прав”, - рассказывает священник.

“Для художников - это, во-первых, опыт самоограничения, потому что нахождение работ в церковном помещении - сознательный отказ от сверхостроты и провокативности современного творчества, а во-вторых,  непростой шаг по отношению к коллегам, которые могут сказать: вот, пошли на поклон к попам… Своего рода смелость. Для церковных же людей - это навык смотреть на непривычное без враждебности, разделяя принципиальное отстаивание истины и обычную косность”, - отметил отец Максим.

Вот некоторые экспонаты экспозиции:  «Нерукотворная икона из слов» идеолога выставки Гора Чахала. На белой стене серебристыми буквами написаны сотни имен Бога, встречающиеся в священных книгах.

“Имя Бога - это ключи от Царствия небесного, - утверждает художник, смело добавляя:  Я пытаюсь своей работой отрыть зрителям его врата”.

Или завораживающая видеоинсталляция: своего рода визуализация Чуда рассечения Красного моря и осушения дороги в нем при походе богоизбранного народа из Египта. Колышущиеся морские волны, а посредине - уходящая вдаль дорога.

Священник Максим Козлов считает, что выход современного искусства на неподготовленную, специфическую аудиторию имеет смысл.

“Музыкант Юрий Шевчук недавно хорошо пошутил - мол, “Титаник” строили профессионалы, а Ноев Ковчег - любители”, - продолжает Максим Козлов:

“Мнение любителей иногда не менее важно, чем мнение профессионалов, - делает вывод настоятель храма и представляет некоторые экспонаты:  Вот фотография - теплое воспоминание о том, что имело место в 1999 году, когда на Пасху Московский планетарий, который имеет яйцеобразную форму, одели, как пасхальное яйцо, в красное, и написали буквы ХВ, и люди могли видеть этот символ Христова Воскресения. Это было очень радостно!”

“Мне понравились также двуглавые орлы, прикрепленные к сети, которые парят под потолком целой стаей. А наша церковь ведь недалеко от Кремля, и так я размечтался, чтобы орлы эти перелетели и заняли свое законное место на кремлевских башнях, упразднив пентаграммы. И это хорошо, что на выставке современного искусства надо всем парят двуглавые орлы. Хотя, поверьте, в этом не было никакого идеологического заказа”, - уверяет священник.

Кстати, и сам Максим Козлов представил на выставке свою работу - инсталляцию «Детская игровая площадка».

Даже известный художник Дмитрий Врубель в интервью «Голосу России», удивился: «То, что священник участвует в выставке, для меня самое большое чудо».

Собственный же вклад художника в экспозицию - часть «Евангельского проекта», где  священное писание проиллюстрировано  событиями из новостной ленты.

…Молодая бомжиха, начальник милиции во время противостояния с участниками «марша несогласных», безутешная мать, дети которой погибли от теракта…  Обо всем этом уже сказаны вечные слова в Евангелии. А «месседж послания», по словам автора, в том, что современные люди имеют такое же отношение к Сыну Божию, как и те, что жили две тысячи лет назад.

«Наконец появилась реализованная возможность для диалога, - говорит Дмитрий Врубель, оценивая выставку. - А уж то, что отец Максим представил здесь свою инсталляцию, я думаю, это огромный шаг вперед. Может быть, появится больше людей, которые захотят не то, чтобы понять современное искусство, но хотя бы стать менее к нему агрессивными».

Метки: , ,

Оставьте свой отзыв!