Русский музей как дело национальной чести. 13 апреля Николаем Вторым был подписан указ об основании Русского музея

«Незабвенный родитель наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в Санкт-Петербурге обширного музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».

Этими словами начинается Указ императора Николая II об учреждении в столице Российской империи Русского музея.  Указ был подписан 13 апреля 1895 года - ровно 115 лет назад.

Николай Второй выполнял волю своего отца, императора Александра Третьего. Но одновременно отвечал, что называется, на запросы всего российского общества. Такую мысль в интервью «Голосу России» высказала  заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.

“Указ - это важнейший документ, который позволил открыться Русскому музею императора Александра Третьего - так музей сначала назывался. Но самое главное:  это был указ о первом в России государственном музее. Соответственно, музей должен был представлять не вкус отдельного частного лица, а историю российского искусства - от самого его начала до современности, на тот период - до конца XIX века. Эта установка, существующая у нас до сих пор, легла в основу многих музеев, которые создавались затем в разных городах России”, - отметила Евгения Петрова.

“Идея государственного музея, в котором была бы показана история русского искусства, витала в воздухе задолго до издания императорского указа, - продолжает Евгения Петрова. - Она появилась в начале XIX века во время войны России с наполеоновской Францией, но осуществилась сначала не на государственном уровне, а по частной инициативе. Известный коллекционер Павел Свиньин создал сравнительно небольшой частный «музеум» и назвал его Русским. Так что необходимость в том, чтобы в России, появился национальный музей, можно сказать, была всегда. Однако это не так просто сделать, и по-настоящему идея реализовалась только в самом конце XIX века”.

Для того чтобы первые коллекции могли быть выставлены, император Николай Второй продал в государственную казну Михайловский дворец. В 37-ми его залах и была размещена  экспозиция.   Сегодня  собрание Русского музея столь разрослось, что под его коллекции отдано  четыре петербургских дворца и один замок. К музейному комплексу относятся и  два садово-парковых ансамбля, в том числе - воспетый русской поэзией Летний сад с его беломраморными статуями.

А что касается художественных ценностей, собранных в нем, то ими восхищается весь мир. Русский музей, по просьбе разных стран, постоянно готовит выездные выставки. Только в нынешнем году в Греции уже увидели экспозицию «Архитектура как икона», в Италии - выставку «Царский стиль», работы знаменитых конструктивистов начала XX века Родченко и Поповой - в Испании, подборку полотен художников-авангардистов под названием «Виражи России» - в Бразилии. Путешествия ценных экспонатов совсем небезопасны для них, однако, у директора Русского музея Владимира Гусева особое мнение.

“Вещи не должны все время находиться только в фондохранилищах. Конечно, так было бы спокойнее, но на самом деле произведения искусства - как жемчуг: они должны “соприкасаться” с человеком, и тогда они начинают «светиться» и выглядят по-другому”, - считает Владимир Гусев.

По высочайшему замыслу Русский музей должен был «представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Сегодня эта крупнейшая коллекция русского искусства достойно выполняет эту задачу.

Источник: Голос России

Оставьте свой отзыв!